Электронный регистр онкобольных Республики Казахстан
Ситуация
Министерство здравоохранения Республики Казахстан приняло решение о переходе к адресному финансированию лечения онкобольных, при котором средства выделяются на каждого больного персонально.
Это потребовало организации точного учета количества онкобольных и поддержания этой информации в актуальном состоянии. Однако на то время не существовало единой базы по онкобольным, и, как результат, данные часто были неактуальными, большое количество записей было продублировано. Для решения этой задачи был проведен тендер на создание централизованного электронного регистра онкологических больных (ЭРОБ), который выиграла компания «Кайсат» (ТОО «Кайсат»).
Для участия в тендере был создан прототип с использованием технологии ASP.NET. Однако работа над прототипом показала, что до 80% времени уходит не на разработку бизнес-логики, а на выполнение низкоуровневых задач, таких как разработка экранов, компонентов и фильтров, подгрузка данных, отладка экранов. При создании промышленной версии системы это привело бы к значительному увеличению бюджета проекта и риску нарушения условий тендера, по которым на разработку и очистку данных был отведен год.
В результате дальнейшего анализа доступных технологий принято решение отказаться от использования ASP.NET и разрабатывать промышленную систему на базе платформы CUBA (сейчас Jmix) компании Haulmont. Основными причинами такого решения стали большой выбор готовых компонентов, востребованных в проекте, высокая скорость разработки и надежная архитектура, проверенная рядом успешных проектов.
Решение
Работы по проекту начались в марте 2012 года. Благодаря использованию платформы CUBA уже через месяц первый этап проекта был запущен в промышленную эксплуатацию, после чего пользователи смогли начать ввод и проверку данных.
Далее были реализованы остальные функции системы: ведение личной карточки пациента, процесса его диагностирования, проведенного лечения и т.д., в том числе одно из важнейших требований - синхронизация данных с базой данных всех физических лиц Республики Казахстан. Следующим этапом на основе имеющихся данных был создан экспертный модуль, который помогает медработникам ставить диагноз по входным данным из карточки больного. Работы по этой части проекта были выполнены в течение пяти месяцев, в промышленную эксплуатацию модуль был запущен в августе 2012 года.
В ходе проекта широко использовалась функциональность платформы, в том числе визуальные компоненты и фильтры данных, разграничение прав доступа, отслеживание изменений сущностей, модуль построения отчетов, средства организации кластера серверов, а также механизмы для интеграции с внешними системами.
В настоящее время к системе ЭРОБ подключены 18 онкологических диспансеров Республики Казахстан, а также Казахстанский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии. В период сдачи квартальной отчетности с системой одновременно работает до 450 пользователей, в остальное время — до 100. При этом система размещена на нескольких виртуальных серверах в пределах одного физического и использует достаточно скромные ресурсы.
Результат
Система дала принципиальную возможность выделять средства на каждого больного. Это стимулировало выявление онкозаболеваний на ранних стадиях — за год количество зарегистрированных больных выросло на 10%. При этом из реестра было удалено 190 тысяч неактуальных записей.
На этапе проверки реестра количество записей в нем было уменьшено с 330 до 140 тысяч, в частности, за счет удаления дубликатов. Для выявления заболеваний на ранних стадиях стал активно внедряться скрининг (первичное обследование бессимптомных пациентов). Это позволило в десятки раз повысить шансы пациента на выздоровление, а также снизить стоимость его лечения. За счет этого появилась возможность финансировать лечение большего количество онкобольных.
По итогам внутреннего конкурса министерства здравоохранения проект признан лучшим ИТ-проектом в медицине. Система активно развивается, со временем к ней были подключены все поликлиники Республики Казахстан, то есть более трех тысяч пользователей.