Система обработки электронных сообщений граждан для Правительства Москвы

Государственный сектор
На базе платформы Jmix
Система обработки электронных сообщений граждан для Правительства Москвы

Ситуация

В 2011 году Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы принял решение о начале проекта «Мобильная приемная Правительства Москвы» (АИСМП) - платформы для приема и обработки сообщений граждан с помощью мобильных устройств.

Это решение было принято с целью повышения удобства взаимодействия граждан с Правительством Москвы, в связи с динамичным развитием рынка смартфонов и планшетных ПК. Была поставлена задача запустить пилотную версию проекта в промышленную эксплуатацию до конца 2011 года. С учетом того, что в Москве проживает более 11 миллионов граждан, требовалось гарантировать бесперебойную обработку нескольких тысяч сообщений в день от сотен тысяч уникальных пользователей.

По итогам конкурса выполнение работ было поручено компании Altarix. Работы были начаты в августе 2011 года, то есть на выполнение проекта было отведено пять месяцев. Проект было нужно реализовать в короткий срок, при этом к решению предъявлялись высокие требования по масштабируемости и отказоустойчивости, поэтому было очевидно, что для разработки необходима платформа, которая обеспечит средства быстрой разработки и надежную инфраструктуру. Компания Altarix остановила свой выбор на платформе CUBA (сейчас Jmix) компании Haulmont. Архитектура CUBA, широкий выбор готовых компонентов и модулей наиболее полно соответствовали поставленной задаче.

Решение

В декабре 2011 года работы по первому этапу проекта завершились, и мобильная приемная Правительства Москвы была запущена в промышленную эксплуатацию. В рамках проекта компания Altarix создала мобильные клиенты для регистрации сообщений граждан под iOS и Android, а также реализовала логику обработки сообщений граждан, состоящую из нескольких этапов:

  • Создание обращения пользователем на мобильном устройстве.
  • Премодерация. Автоматическая проверка корректности введенных данных, в том числе, координат и категории обращения, предварительное назначение ответственного за обработку органа власти. Для этой стадии потребовалась интеграция с несколькими ИТ-системами Правительства Москвы, содержащими информацию об организациях, ответственных за эксплуатацию различных объектов.
  • Модерация. Ручная проверка введенных данных и маршрутизация обращения соответствующим органам власти.
  • Обработка обращения органами власти в установленные регламентом сроки.
  • Оповещение гражданина о результате обработки обращения.
  • Получение обратной связи от гражданина и дальнейшее взаимодействие: подтверждение выполнения обращения, предоставление дополнительной информации, направление жалобы в надзорные органы и т.д.

Основой для построения решения стала платформа CUBA. Возможности платформы, включая тесную интеграцию с Google Maps, богатый набор визуальных компонентов и готовых к использованию модулей позволили получить «из коробки» готовую инфраструктуру системы. CUBA Studio (сейчас Jmix Studio), интуитивно понятный инструмент для разработки приложений на платформе, позволила ускорить разработку - в частности, рабочий прототип системы был создан за один день.

график отчёта

Ключевую роль в разработке сыграл модуль workflow платформы CUBA, предоставляющий средства для визуального проектирования и исполнения бизнес-процессов. Модераторы и чиновники, ответственные за обработку сообщений, пользуются интерфейсом CUBA.

график отчёта

Успех проекта привел к тому, что уже весной 2012 года с системой был интегрирован ряд тематических порталов Правительства Москвы - "Дороги Москвы", "Дома Москвы", "Моссвет" и другие. Все обращения граждан с данных порталов начали обрабатываться с помощью АИСМП, что позволило систематизировать процесс работы с обращениями и повысить его эффективность - так как часть обращений с данных порталов обрабатывалась вручную, и общая степень автоматизации была значительно ниже, чем у АИСМП. В дальнейшем по такому же принципу к АИСМП была подключена система СИСМ, обрабатывающая обращения, поступающие от колл-центра, а также ряд негосударственных порталов, таких как "РосЯма" и "Сердитый Гражданин".

Следующей задачей стала интеграция с системой Единой Редакции Правительства Москвы. Эта система обеспечивает чиновникам единый пользовательский интерфейс для выполнения всех своих действий. В то же время для работы с обращениями граждан необходимо было использовать интерфейс АИСМП, что нарушало принцип Единой Редакции. В итоге выполненных работ по интеграции интерфейс для обработки обращений граждан был перенесен в привычную пользователям систему Единой Редакции, при этом вся логика обработки обращений и действий пользователей находится в АИСМП. Интерфейс АИСМП продолжает использоваться для администрирования системы, а также командой, ответственной за модерацию обращений.

график отчёта

Таким образом, система существенно вышла за границы своих первоначальных задач и де-факто стала центральной системой для обеспечения процессов взаимодействия с гражданами, причем интерфейс как для граждан, так и для чиновников обеспечивался отдельными системами. В итоге в мае 2012 года АИСМП была переименована в Систему обработки электронных сообщений граждан (СОЭСГ) и стала центральной системой в концепции "Открытого Правительства города Москвы". Это стало возможным во многом благодаря гибкой архитектуре платформы CUBA, гарантирующей стабильную работу системы и возможность ее дальнейшего развития.

Главной задачей Открытого Правительства является раскрытие городской информации. Это позволяет вовлекать все большее число горожан в процесс управления городом, согласно слогану Открытого Правительства "Управляем городом вместе". Для этого было создано центральное хранилище данных (ЦХД) с десятками различных наборов данных, таких как информация об эксплуатационных организациях, транспорте, парковках, больницах и т.п. (более полный список доступен на портале data.mos.ru). Кроме ЦХД в настоящее время СОЭСГ интегрирована с десятками других систем Правительства Москвы, являясь единым интерфейсом взаимодействия с ними.

график отчёта

В дальнейшем, СОЭСГ была интегрирована с Единой мобильной платформой (ЕМП) Правительства Москвы – инфраструктурным решением, обеспечивающим взаимодействие с гражданами по мобильным каналам коммуникации и заменившим первые версии мобильных приложений АИСМП. В Единую мобильную платформу была добавлена поддержка Windows Phone. Сам принцип взаимодействия с мобильными приложениями был переработан: теперь пользовательский интерфейс формируется динамически на стороне сервера, а мобильное приложение лишь занимается его отображением. Это минимизирует необходимость обновления приложений, что важно при большом количестве пользователей и частых изменениях в процессах обработки обращений.

Важно заметить, что для работы СОЭСГ использует всего лишь три сервера средней производительности (4-8 процессоров, 8-16 гигабайт ОЗУ), что подтверждает высокую производительность платформы CUBA.

Результат

Благодаря СОЭСГ была существенно пересмотрена ИТ-инфраструктура Правительства Москвы, появился широчайший спектр инструментов для взаимодействия с гражданами. По оценкам ДИТ, в настоящее время по возможностям и степени автоматизации работы с гражданами Москва опережает большинство городов Европы.

В цифрах, к июлю 2013 года в системе были зарегистрированы 1,5 миллиона пользователей, обработано более 500 тысяч обращений (в сутки обрабатывается 500-700), в обработку обращений вовлечено более 1000 чиновников. При этом с августа 2013 года количество категорий обращений, доступных гражданам, выросло с 40 до 180, что должно в перспективе привести к росту числа обрабатываемых сообщений до нескольких тысяч в сутки. Только за первые полгода работы системы подрядчикам, выполняющим различные работы для нужд города, было выставлено более 28 миллионов рублей штрафов.

Благодаря автоматическому контролю сроков исполнения, получению обратной связи от граждан по результатам обработки обращения и вовлечению надзорных органов существенно повысился контроль деятельности чиновников, что привело к повышению эффективности работы органов власти.

Обобщив полученный в результате проекта опыт, компания Altarix представила решение Altarix MSP - облачное инфраструктурное решение для развертывания системы предоставления мобильных сервисов и данных в организациях любого уровня: как государственных, так и коммерческих. Опыт создания СОЭСГ и Единой мобильной платформы может быть использован для организации взаимодействия с потребителями различных услуг по всем существующим мобильным каналам, таким как мобильные приложения, e-mail, SMS, Web.

график отчёта

Оставьте заявку, и мы ответим на все ваши вопросы

Обязательное поле

Другие наши проекты

Информационные технологии
Информационная система для компании по охране и обслуживанию недвижимости

Наш заказчик работает в сфере охраны недвижимости и обеспечивает безопасность более чем 55 000 объектов. Сотрудники компании не только оказывают услуги по охране или реагируют на сигналы тревоги, но и следят за состоянием помещения в целом: делают уборку, подстригают кусты, ремонтируют водопроводные

Банки и финансы
Автоматизация работы агентства по взысканию долгов

Раньше компания использовала для автоматизации готовое ПО, широко распространенное в отрасли. Однако это решение ограничивало развитие бизнеса.

Транспорт и логистика
Управление автопарком службы такси и автоматическое распределение заказов

Наш заказчик — служба такси из Европы, которая специализируется на перевозках премиум-класса и корпоративных поездках. Название компании находится под NDA.

Наука и образование
Ускорение документооборота в онлайн-школе Skyeng

СЭД ТЕЗИС помогла оптимизировать работу с договорами и запросами, сделать их более формализованными и контролируемыми. За счет автоматизации ускорение бизнес-процессов по отдельным типам документов достигает 60%.

Производство и промышленность
Цифровизация договорного документооборота у производителя бытовой техники Whirlpool

СЭД ТЕЗИС автоматизировала работу с договорами всех видов, от поставки готовой продукции до перевозок, банковских услуг и маркетинга. За счет внедрения заметно ускорилась работа пользователей, улучшился контроль, оптимизированы хранение и поиск документов.

Банки и финансы
Проведение дистанционных заседаний, кадровый документооборот и другие процессы в банковской группе ТКБ

Банковская группа ТКБ («ТрансКапиталБанк», «Инвестторгбанк») входит в TOП-30 банков России, представлена в 31 регионе Российской Федерации с обслуживанием более 875 тыс. клиентов.

Производство и промышленность
Контракт-менеджмент, электронный архив и автоматизация в «БАТ Россия» 

«БАТ Россия» — мультикатегорийная компания, предоставляющая табачные изделия и никотиновые продукты миллионам потребителей по всей стране. В ее структуру входит фабрика в Санкт-Петербурге АО «БАТ-СПб» и АО «Международные услуги по маркетингу табака», которое занимается маркетингом и продажами.

Производство и промышленность
Управление договорами, командировками, закупками и качеством в Valio

Финский концерн Valio — один из крупнейших в мире производителей молочной продукции. Российское подразделение ООО «Валио» организовано в 1994 году. В его структуру входит собственный завод по производству плавленых и желтых сыров, расположенный в Подмосковье.

Государственный сектор
Сквозной документооборот для Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа

Проект внедрения системы электронного документооборота в Ямало-Ненецком автономном округе охватывает Правительство региона, органы государственной власти и местного самоуправления, а также подведомственные государственные и муниципальные учреждения.

Консалтинг
Система контроля качества для B2B и B2G рынков

Разработчик: ФИНЭКС.

Автоматизация процесса контроля качества на крупных предприятиях.