CRM-система для «ЕвроХим»: первый этап проекта

О заказчике
«ЕвроХим» — один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений. Среди всех участников рынка только три компании, включая «ЕвроХим», располагают собственными мощностями по производству трех основных групп удобрений: азотных, фосфатных и калийных. Помимо этого, компания выпускает комплексные удобрения и продукты органического синтеза для промышленного использования. Предприятия «ЕвроХим» находятся в России, Бельгии, Литве, Бразилии и Китае. По объему продаж компания входит в топ-5 мирового рынка, ее торговые представительства присутствуют в 21 стране на пяти континентах. В штате «ЕвроХим» работает 30 000 сотрудников.
Ситуация
«ЕвроХим» стремится оптимизировать процесс продаж и управление взаимоотношениями с потенциальными и действующими клиентами. В компании было решено внедрить специализированную CRM-систему, которая будет охватывать все этапы воронки продаж, а также сопутствующие направления: прогнозирование спроса, маркетинговые активности и т.д. Было решено перейти на российское ПО, чтобы обеспечить технологическую независимость и исключить риски потери клиентской базы или нарушения требований по работе с персональными данными. Кроме того, планировалось расширить функциональность для анализа имеющихся данных и повысить уровень автоматизации.
Ключевые бизнес-требования, которые «ЕвроХим» предъявлял к CRM-системе:
- Автоматизация процесса продаж
- Создание единой базы данных по клиентам и продажам
- Возможность омниканального взаимодействия с клиентом
- Ведение истории коммуникаций с клиентом: встречи, продажи, обращения, договоры и т.д.
- Надежный инструмент для аналитики и принятия решений
CRM-систему планировалось в первую очередь внедрить на территории России, а впоследствии рассмотреть возможность масштабирования на другие регионы.

Выбор технологий
«ЕвроХим» рассматривал различные варианты реализации CRM-системы:
- Разработка с нуля
- Less Code — сочетание визуальных инструментов моделирования и программирования
- Low Code — визуальное моделирование вместе с написанием скриптов
- No Code — исключительно визуальное моделирование
- Готовые продукты
По приблизительным оценкам, около 60% от всего объема работ приходилось на типовые задачи и написание кода с нуля потребовало бы слишком много времени. No Code платформы, в свою очередь, не подходят для создания масштабных промышленных систем. Готовые продукты не подходили под специфику задач заказчика.
У Low Code платформ есть ряд минусов: ограниченные возможности кастомизации, низкая производительность при большом количестве пользователей и комплексных процессах, сложность интеграции с внешними системами. Кроме того, правообладателем систем на базе Low Code платформ является вендор. Из-за этого при распространении или развитии системы заказчик может столкнуться с ограничениями. После обновления ядра платформы может потребоваться дополнительная отладка системы у заказчика.
Less Code платформы — компромиссный вариант. Средства визуального моделирования позволяют описывать схемы данных, бизнес-процессы и экранные формы так же быстро, как при использовании Low Code платформ. При этом в результате заказчик получает дистрибутив приложения вместе с исходным кодом, который можно изменять и развертывать в любой инфраструктуре. За счет этого не возникает проблем с кастомизацией, производительностью и интеграциями. Правообладателем систем на базе Less Code платформ является заказчик. Это значит, что систему можно распространять и развивать без оглядки на вендора. Обновление ядра платформы не затронет клиентские проекты.
В итоге «ЕвроХим» остановился на Less Code платформе Jmix, разработанной «Хоулмонт». Важным фактором при выборе стало то, что в основе Jmix лежит общепринятый стек технологий Java, поэтому у заказчика не будет сложностей в поиске и привлечении разработчиков. Также платформа выделяется выгодной моделью лицензирования: лицензии приобретаются по количеству разработчиков, а не конечных пользователей созданной системы.
Процесс разработки
Разработкой CRM-системы занимается объединенная команда «Хоулмонт» и «ЕвроХим». Это приносит максимальный результат за счет синергии опыта проектов в различных отраслях и глубокого понимания бизнес-процессов заказчика.
На старте проекта команда была относительно небольшой, но со временем постепенно выросла. Со стороны «Хоулмонт» в нее входят преимущественно разработчики, на стороне заказчика также есть несколько разработчиков, а кроме них — архитектор, бизнес-аналитики и QA.
Разработка разделяется на несколько этапов. За несколько месяцев был создан MVP. Использование Jmix помогло ускорить разработку в несколько раз и силами небольшой команды реализовать рабочий прототип с удобным интерфейсом. На этапе разработки MVP проведена миграция 13 000 клиентов из Excel. Далее параллельно идет работа по расширению функциональности и масштабированию проекта. CRM-система получила название SOVA — Sales Opportunities Volumes Analytics.

Возможности MVP
Прототип CRM-системы охватывает весь процесс обработки лида, от поступления до сделки. Менеджеры легко могут отслеживать на каком этапе находится работа, а также планировать и фиксировать активности. В дополнение к этому в системе ведется база потенциальных и действующих клиентов. При внесении новой записи выполняется проверка на дубликаты. В профиле лида или клиента содержится вся информация по нему: название организации, имя контактного лица, адрес, телефон, почта, история взаимодействий и т.д. Для работы с базой и сегментации клиентов записи можно фильтровать по различным параметрам. Учитывается специфика различных направлений, в частности, настроены доступы для менеджеров, работающих по минеральным удобрениям или продукции для индустриальной промышленности. Также в CRM-системе реализована функциональность для прогнозирования спроса и мониторинга обзоров рынка.
Развитие CRM-системы
В рамках развития CRM-системы планируется реализовать:
- Интеграция с различными корпоративными сервисами, в частности, сервисами для управления поставками и договорами.
- Учет обращений клиентов, контроль их обработки и анализ причин неудовлетворенности.
- Управление маркетинговыми кампаниями, включая выборку клиентов для рассылок и опросов, создание макетов, отправку сообщений и отслеживание реакций.
- Управление ценовой политикой, улучшение прогнозов, отслеживание предложений конкурентов, повышение эффективности ценовых предложений.
- Инструменты для аналитики и визуализации данных, включая персонализированные дашборды для сотрудников с различными ролями и должностями, своевременное уведомление о рисках и возможностях.
- Личные кабинеты для клиентов «ЕвроХим», через которые можно будет взаимодействовать с менеджерами и управлять своими заказами.
В дальнейшем рассматривается возможность тиражирования системы на всю компанию, включая зарубежные подразделения. Для этого в системе заложена возможность изменения языка интерфейса системы и адаптации к региональной специфике.
Платформу Jmix, которая показала свою эффективность на проекте CRM-системы, планируется использовать и для других задач.
Результат
В CRM-системе работает около 200 сотрудников «ЕвроХим». Внедрение специализированного решения позволило обеспечить прозрачный и унифицированный процесс на всех стадиях от лида до сделки. Заложены возможности для развития аналитики, усовершенствования инструментов привлечения клиентов и повышения уровня сервиса. В компании появилось единое рабочее пространство с общей базой данных, пользователям больше не нужно будет переключаться между системами при работе и долго искать нужную информацию.
Использование российских технологий обеспечило заказчику независимость от импорта, исключило риски потери ценной клиентской базы или нарушения законодательства РФ по работе с персональными данными.
В «ЕвроХим» сформированы компетенции, необходимые для работы с Jmix, платформа стала базой для автоматизации различных процессов и создания различных корпоративных сервисов.