Smart Data: умный вывоз мусора и электронные пропуска для туристов
Заказчик
Smart Data — IT-компания, которая разрабатывает системы для сфер государственного и корпоративного управления, экологии и туризма. Центральный офис Smart Data находится в Иркутске, а ее решения используются по всей стране. В компании работает более 80 программистов.
Ситуация
Сейчас Smart Data находится на этапе активного роста, запущено направление отраслевой разработки IT-продуктов в сфере экологии. Изначально, когда компания была небольшой и в штате работало порядка десяти человек, она специализировалась преимущественно на корпоративный системах управления предприятием с использованием Java-стека и 1С. При этом количество запросов от бизнес-партнеров на автоматизацию росло стремительно: управление снабжением и логистикой, управление заявками на финансирование, бюджетирование и финансовый мониторинг, управление автопарком, управление кадрами, вахтовое планирование и т.д. Чтобы ускорить процесс разработки и повысить качество адаптации новых программистов, было решено использовать платформу Jmix (ранее — CUBA Platform). С ней можно создать работоспособный продукт в сжатые сроки даже с начальными знаниями Java. При этом для быстрого старта предоставляется вся необходимая информация и учебные материалы по платформе.
«С помощью Jmix можно оперативно развернуть приложение, заточенное под решение конкретных задач. Нам удалось заметно ускорить разработку, особенно на старте: создать модель данных, взять готовый интерфейс, добавить нужные компоненты. Сотрудники Smart Data очень быстро освоили инструментарий платформы. Наиболее полезными оказались возможности реализации отчетов, интеграции со сторонними API, стабильная работа с двумя базами данных и быстрое подключение компонентов. Также отметим, что платформа очень гибкая, в приложение можно быстро внести изменения «на горячую» — когда оно уже находится в эксплуатации»,
Антон Соколов, генеральный директор
При помощи Jmix в Smart Data разработали систему автоматизации для компаний по вывозу мусора, запустили сервис по выдаче пропусков в Прибайкальский национальный парк, а также создали систему для цифровизации электронного документооборота и внутренних процессов. Далее — обо всех этих проектах.
Умные мусоровозы
Сервис для управления процессами регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами «MyTKO» в Smart Data разработали в партнерстве с компанией «РТ-НЭО-Иркутск». Решение помогает упорядочить огромный объем работы — только на юге области «РТ-НЭО-Иркутск» обслуживает 17 тысяч контейнерных площадок.
Систему начали внедрять в 2019 году. До этого маршрут для водителей мусоровозов составляли сотрудники компании вручную. Это занимало много времени, так как отходы с контейнерных площадок у жилых домов нужно вывозить ежедневно, а у юридических лиц — по отдельному для каждого графику, из-за этого каждый день маршрут немного разный. К тому же, для минимизации транспортных издержек маршрут должен составляться так, чтобы одна машина могла охватить как можно больше площадок. Водители раньше пользовались печатными маршрутными листами, а когда приезжали на площадку, то просто забирали мусор. Проверить, что отходы вывозятся регулярно, не было никакой возможности.
Благодаря системе, которую в Smart Data разработали на базе Jmix, ситуация изменилась. Оптимальный путь для каждого мусоровоза теперь составляется автоматически. Система не пропускает ни одного адреса, учитывает график вывоза отходов для каждой площадки, типы и количество контейнеров, минимизирует расходы топлива и время в пути. За счет системы точность графика вывоза мусора выросла до 98,7%
Для водителей мусоровозов создано приложение на планшет. В нем они получают схему маршрута, а кроме того, обязательной частью работы стала фотофиксация. Водители делают снимок контейнера до того, как забирают мусор, а также после — уже пустого. Фотографии загружаются в систему. Таким образом, диспетчеры могут контролировать их работу. Кроме того, фотографии помогают фиксировать различные проблемы: сломанный контейнер, перегороженный подъезд к площадке и т.д.
Юридические лица, площадки которых обслуживает «РТ-НЭО-Иркутск», могут взаимодействовать с региональным оператором через личный кабинет. Там можно видеть все квитанции, отслеживать начисления, подписывать документы, оплачивать услуги картой, оставлять обращения.
Еще одна интересная функция системы — автоматический поиск несанкционированных свалок при помощи искусственного интеллекта, который анализирует снимки из космоса. Технология успешно прошла проверку на Байкале — она просканировала прибрежную полосу шириной шесть километров и отметила все скопления мусора там.
Сегодня сервис «MyTKO» покрывает все потребности регионального оператора по обращению с отходами от инвентаризации объектов недвижимости, образующих отходы до судебно-претензионной работы с должниками. Кроме Иркутской области сервисом пользуются регоператоры в Забайкальском крае, Республике Бурятия, Санкт-Петербурге.
Платформа Jmix помогла выполнить проект с минимальными затратами времени и усилий. Первую версию, которая включала личный кабинет для работы с юридическими лицами, создали двое разработчиков буквально за пару месяцев. Сейчас команда, которая развивает сервис «MyTKO» 35 человек. В планах — создание модуля для перехода на раздельный сбор мусора, личные кабинеты для физлиц и запуск интернет-магазина с товарами из вторсырья.
Baikalpass
Еще одна совместная разработка «РТ-Иркутская эколого-туристическая компания» и Smart Data на основе Jmix, сервис Baikalpass, упростила жизнь туристам и инспекторам Прибайкальского национального парка.
Раньше туристам нужно было ездить в дирекцию нацпарка или лесничество, чтобы получить разрешения на посещение. Однако с декабря 2020 года разрешения выдаются онлайн. Это позволило повысить контроль нагрузки на национальный парк. Дело в том, что для каждой зоны парка существует ограничение по количеству посетителей — это важно, чтобы туристы не наносили вред природе. При выдаче бумажных пропусков контролировать соблюдение этих нормативов было сложно. Тогда как автоматизированная система ни в коем случае не выдаст больше разрешений, чем положено. Кроме того, она учитывает метеоусловия, состояние дорог, риск возникновения пожаров и другие опасности на маршрутах. Благодаря системе нацпарку также стало проще справляться с нагрузкой в «высокий» сезон, уменьшился расход бумаги. Проверка пропусков у туристов также цифровизирована — у инспекторов появилось мобильное приложение, с помощью которого можно быстро и просто отсканировать QR-код и получить всю информацию о посетителе: маршрут, сроки пребывания и т.д. Если посетитель нацпарка совершит правонарушение, то инспектор сможет оформить протокол через смартфон.
Благодаря Jmix система Baikalpass, как и «MyTKO», была создана очень быстро. Первую версию, предназначенную для презентации на выставке в Сочи, разработали двое программистов всего за месяц. Еще три месяца прошло от демонстрации до запуска. Сейчас в Smart Data планируют расширить возможности Baikalpass и трансформировать в полномасштабное решение для управления антропогенной нагрузкой на природу и выдачей разрешений на строительство новых объектов.
Туристы смогут через Baikalpass отслеживать на интерактивной карте, где они уже побывали, какие еще маршруты могут их заинтересовать, как добраться до нужной точки, где переночевать или взять напрокат снаряжение.
Это решение масштабируется, к сервису подключаются новые парки: на очереди запуск в Забайкальском национальном парке и Баргузинском заповеднике, ведутся переговоры с нацпарками по всей России.